На главную

Законы

Кодексы

Конституции

Список всех глав

Раздел 1

Раздел 2

Раздел 3

Раздел 4

Раздел 5

Раздел 6

Конституция Республики Башкортостан

Раздел 3. Государственное устройство Республики Башкортостан

Глава 7. Организация государственной власти

1. Государственное Собрание Республики Башкортостан

Статья 70.

Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан является высшим представительным и единственным законодательным органом Республики Башкортостан.

Статья 71.

Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из двух Палат - Палаты Представителей и Законодательной Палаты. Порядок формирования Палаты Представителей и избрания депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан определяется законом Республики Башкортостан.

Статья 72.

Государственное Собрание Республики Башкортостан формируется (избирается) сроком на четыре года. Государственное Собрание Республики Башкортостан собирается на свое первое заседание на пятнадцатый день после формирования (избрания). Президент Республики Башкортостан может созвать заседание Государственного Собрания Республики Башкортостан ранее этого срока. Первое заседание Государственного Собрания Республики Башкортостан открывает старейший по возрасту член Палаты Представителей или депутат Законодательной Палаты.

Статья 73.

В Палату Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан входят по два представителя от каждого района (района в городе) и города республики, не имеющего районного деления. Количественный состав депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан устанавливается законом Республики Башкортостан. Членом Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан, депутатом Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан может быть гражданин Республики Башкортостан, достигший 21 года. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Палаты Представителей и депутатом Законодательной Палаты. Депутат Законодательной Палаты не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и местного самоуправления.

Статья 74.

Член Палаты Представителей и депутат Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан имеют право:

1) внесения законопроектов и предложений об их разработке;

2) запроса к любому органу или должностному лицу Республики Башкортостан; орган или должностное лицо, к которым обращен запрос, должны дать ответ на заседаниях Государственного Собрания Республики Башкортостан, его Палат, комитетов и комиссий в установленный законом срок;

3) выступления на заседаниях Палат, комитетов, комиссий;

4) выдвижения кандидатур на выборные должности в Палатах, комитетах, комиссиях;

5) постановки вопросов о вызове любого должностного лица, гражданина в Палаты, комитеты, комиссии;

6) участия в образовании и деятельности фракций и групп;

7) на иные действия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами Республики Башкортостан.

Статья 75.

Члены Палаты Представителей и депутаты Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан обладают неприкосновенностью. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Прокурора Республики Башкортостан соответствующей Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан на основании заключения ее комиссии, специально образуемой для данного случая. Член Палаты Представителей и депутат Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан не могут быть привлечены к ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие их статусу.

Статья 76.

Законодательная Палата - постоянно действующий законодательный орган Республики Башкортостан. Депутаты Законодательной Палаты работают на профессиональной постоянной основе. Депутат Законодательной Палаты не может находиться на государственной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Заседания Палаты Представителей проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Члены Палаты Представителей освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на определенный срок, необходимый для осуществления их деятельности в Государственном Собрании, Палате Представителей, комитетах и комиссиях, а также для выполнения иных полномочий.

Статья 77.

Палата Представителей и Законодательная Палата заседают, как правило, раздельно. Палаты собираются совместно для заслушивания посланий и докладов Президента Республики Башкортостан, посланий Конституционного Суда Республики Башкортостан, докладов Кабинета Министров Республики Башкортостан, выступлений представителей других государств, а также для рассмотрения иных вопросов в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Башкортостан и законами Республики Башкортостан.

Статья 78.

Государственное Собрание Республики Башкортостан избирает Председателя Государственного Собрания Республики Башкортостан. Председатель Государственного Собрания ведет заседания Государственного Собрания и ведает его внутренним распорядком. Государственное Собрание Республики Башкортостан образует комитеты и комиссии, осуществляет по вопросам своего ведения парламентский контроль, проводит парламентские слушания и расследования. Государственное Собрание Республики Башкортостан принимает регламент и постановления по вопросам организации и процедуры своей деятельности.

Статья 79.

К ведению Государственного Собрания Республики Башкортостан относятся:

1) принятие Конституции Республики Башкортостан, внесение в нее изменений и дополнений;

2) принятие законов Республики Башкортостан, внесение в них изменений и дополнений;

3) определение совместно с Президентом Республики Башкортостан внутренней и внешней политики Республики Башкортостан;

4) решение вопросов, связанных с изменением границ Республики Башкортостан;

5) определение административно-территориального устройства Республики Башкортостан;

образование новых районов и городов, их наименование и переименование;

6) утверждение республиканского бюджета и осуществление контроля за его исполнением;

установление доходов, поступающих на образование бюджета Республики Башкортостан; решение вопросов финансового, кредитного и таможенного регулирования в соответствии с федеральными законами и законами Республики Башкортостан;

7) установление порядка организации и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти Республики Башкортостан, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления; правовое регулирование деятельности общественных объединений на территории Республики Башкортостан;

8) обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории Республики Башкортостан; осуществление законодательного регулирования отношений собственности, организации управления экономикой и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений;

9) избрание Председателя Государственного Собрания Республики Башкортостан;

10) дача согласия Президенту Республики Башкортостан на назначение Премьер-министра Республики Башкортостан;

11) решение вопросов о доверии Президенту Республики Башкортостан и об отставке Президента Республики Башкортостан;

12) решение вопроса о доверии Кабинету Министров Республики Башкортостан;

13) принятие решения о проведении республиканского народного голосования (референдума);

14) назначение сроков формирования Палаты Представителей и выборов депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан, назначение выборов Президента Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, назначение членов Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан;

15) избрание Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Башкортостан;

16) согласование назначения Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан, его заместителей, членов Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан, судей Верховного Суда Республики Башкортостан, председателей и судей районных судов; избрание председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Башкортостан, мировых судей Республики Башкортостан;

17) согласование назначения Председателя Арбитражного суда Республики Башкортостан, его заместителей, судей Арбитражного суда;

18) согласование назначения Прокурора Республики Башкортостан;

19) назначение Председателя Государственного контрольного комитета Республики Башкортостан;

20) назначение Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека;

21) ратификация и денонсация договоров Республики Башкортостан в области международной деятельности;

22) учреждение государственных наград Республики Башкортостан, установление специальных званий, классных чинов, почетных званий Республики Башкортостан;

23) утверждение указа Президента Республики Башкортостан о чрезвычайном положении, вводимом при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом и законом Республики Башкортостан;

24) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящей Конституцией и законами Республики Башкортостан. Компетенция Палаты Представителей и Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан определяется законом о Государственном Собрании Республики Башкортостан.

Статья 80.

Государственное Собрание Республики Башкортостан по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает законы и постановления.

Статья 81.

Для обеспечения деятельности Государственного Собрания Республики Башкортостан образуется Секретариат. Положение о Секретариате Государственного Собрания Республики Башкортостан, его структура и штатное расписание утверждаются Государственным Собранием Республики Башкортостан.

2. Президент Республики Башкортостан

Статья 82.

Главой Республики Башкортостан является Президент Республики Башкортостан. Президент Республики Башкортостан выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина, соблюдения Конституции Республики Башкортостан и законов Республики Башкортостан, а также договоров и соглашений Республики Башкортостан в области международной деятельности, защищает суверенитет Республики Башкортостан, экономические и политические интересы Республики Башкортостан. Президент как глава Республики Башкортостан является ее высшим должностным лицом, представляющим Республику Башкортостан вне республики и в международных отношениях.

Статья 83.

Президентом Республики Башкортостан может быть избран гражданин Республики Башкортостан, не моложе 30 лет, обладающий избирательным правом и владеющий государственными языками Республики Башкортостан. Квалификационные требования по владению государственными языками Республики Башкортостан устанавливаются законом Республики Башкортостан. Президент Республики Башкортостан избирается на пять лет. Продолжительность пребывания одного и того же лица в должности Президента Республики Башкортостан устанавливается законом о Президенте Республики Башкортостан.

Статья 84.

Президент Республики Башкортостан избирается гражданами Республики Башкортостан на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном законом Республики Башкортостан.

Статья 85.

При вступлении в должность Президент Республики Башкортостан приносит народу следующую присягу: "Торжественно клянусь верно служить многонациональному народу Республики Башкортостан, укреплять и защищать ее суверенитет, строго следовать Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня народом обязанности Президента Республики Башкортостан". Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Палаты Представителей и депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан, членов Кабинета Министров Республики Башкортостан и судей Конституционного Суда Республики Башкортостан, Верховного Суда Республики Башкортостан, Арбитражного суда Республики Башкортостан.

Статья 86.

Президент Республики Башкортостан:

1) обеспечивает права и свободы человека и гражданина Республики Башкортостан, суверенитет Республики Башкортостан, государственно-территориальную целостность республики, законность и правопорядок на ее территории;

2) обладает правом законодательной инициативы;

3) подписывает и обнародует законы Республики Башкортостан;

4) представляет не реже одного раза в год доклады Государственному Собранию Республики Башкортостан о положении в республике, обращается с посланиями к народу Республики Башкортостан и к Государственному Собранию Республики Башкортостан;

5) назначает Премьер-министра Республики Башкортостан с согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан;

6) образует и упраздняет министерства и государственные комитеты Республики Башкортостан;

назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов и руководителей ведомств Республики Башкортостан по представлению Премьер-министра Республики Башкортостан;

7) руководит деятельностью Кабинета Министров Республики Башкортостан;

8) принимает отставку Кабинета Министров Республики Башкортостан с согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан;

9) опротестовывает самостоятельно или по заключению Конституционного Суда Республики Башкортостан действие на территории Республики Башкортостан актов государственных органов Российской Федерации, принятых по предметам ведения Республики Башкортостан и полномочий Республики Башкортостан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан;

10) представляет Государственному Собранию Республики Башкортостан:

кандидатуры для избрания на должность Председателя, заместителя Председателя, судей Конституционного Суда Республики Башкортостан, а также вносит представления о прекращении их полномочий; кандидатуры для согласования назначения Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан, Председателя Арбитражного суда Республики Башкортостан, их заместителей, членов Президиума, судей Верховного Суда Республики Башкортостан, судей Арбитражного суда Республики Башкортостан, председателей и судей районных судов; кандидатуры для избрания председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Башкортостан, мировых судей;

кандидатуру для согласования назначения Прокурора Республики Башкортостан;

11) назначает Председателя Национального банка Республики Башкортостан;

12) представляет Государственному Собранию Республики Башкортостан кандидатуру для назначения на должность Председателя Государственного контрольного комитета Республики Башкортостан;

13) принимает меры по обеспечению государственной и общественной безопасности в Республике Башкортостан;

14) формирует и возглавляет Совет безопасности Республики Башкортостан, статус которого определяется законом Республики Башкортостан;

15) назначает и освобождает глав администраций районов и городов;

16) издает указ о чрезвычайном положении при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом и законом Республики Башкортостан;

17) представляет Республику Башкортостан в отношениях с Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также в международных отношениях;

18) участвует от имени Республики Башкортостан в решении вопросов, предусмотренных Договором с Российской Федерацией, назначает и отзывает представителей Республики Башкортостан при органах государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также в иностранных государствах и международных организациях;

19) решает в соответствии с законом вопросы гражданства Республики Башкортостан и предоставления убежища в соответствии с законодательством Российской Федерации;

20) осуществляет право помилования граждан, осужденных судами Республики Башкортостан;

21) награждает государственными наградами Республики Башкортостан, присваивает специальные звания, классные чины и почетные звания Республики Башкортостан;

22) формирует Администрацию Президента Республики Башкортостан;

23) назначает членов Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан;

24) осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящей Конституцией, законом о Президенте Республики Башкортостан и другими законами Республики Башкортостан.

Статья 87.

Полномочия Президента Республики Башкортостан не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти.

Статья 88.

Президент Республики Башкортостан в пределах своих полномочий на основе и во исполнение действующего законодательства издает указы и распоряжения, проверяет их исполнение. Указы и распоряжения Президента Республики Башкортостан не могут противоречить Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан. Указы и распоряжения Президента Республики Башкортостан обязательны к исполнению на всей территории Республики Башкортостан. Президент Республики Башкортостан вправе отменять решения руководителей органов исполнительной власти на территории Республики Башкортостан, если они противоречат Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан, а также освобождать от исполнения обязанностей руководителей органов исполнительной власти в случае нарушения ими законодательства Республики Башкортостан.

Статья 89.

Личность Президента Республики Башкортостан неприкосновенна и охраняется законом. В случае нарушения Президентом Республики Башкортостан Конституции Республики Башкортостан и законов Республики Башкортостан, а также данной им присяги Государственное Собрание Республики Башкортостан по заключению Конституционного Суда Республики Башкортостан вправе выразить недоверие Президенту Республики Башкортостан, принять постановление об его отрешении от должности и назначить выборы нового Президента Республики Башкортостан в порядке, установленном законом Республики Башкортостан. Президент Республики Башкортостан может подать в отставку. Вопрос об отставке Президента решается Государственным Собранием Республики Башкортостан.

Статья 90.

В случае отрешения Президента Республики Башкортостан от должности, отставки Президента Республики Башкортостан, а также в случае смерти Президента Республики Башкортостан в период до избрания нового Президента полномочия Президента Республики Башкортостан исполняет Премьер-министр Республики Башкортостан, а если это невозможно - Председатель Государственного Собрания Республики Башкортостан.

3. Кабинет Министров Республики Башкортостан

Статья 91.

Кабинет Министров Республики Башкортостан - Правительство Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан.

Статья 92.

Кабинет Министров Республики Башкортостан формируется Президентом Республики Башкортостан. Премьер-министр Республики Башкортостан назначается Президентом Республики Башкортостан с согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан. Заместители Премьер-министра Республики Башкортостан, министры, председатели государственных комитетов и руководители ведомств Республики Башкортостан назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Башкортостан по представлению Премьер-министра Республики Башкортостан. По представлению Премьер-министра Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан может включить в состав Правительства Республики Башкортостан руководителей других органов и организаций Республики Башкортостан. Члены Кабинета Министров Республики Башкортостан не могут быть депутатами Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан, представительных органов местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Статья 93.

Вновь образованный Кабинет Министров Республики Башкортостан представляет на рассмотрение Президента Республики Башкортостан и Государственного Собрания Республики Башкортостан программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий. Кабинет Министров Республики Башкортостан не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Государственным Собранием Республики Башкортостан. Предложения о доверии Кабинету Министров Республики Башкортостан может внести группа в составе не менее 30 членов Палаты Представителей и депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан. Вопрос о доверии Кабинету Министров Республики Башкортостан может поставить перед Государственным Собранием также Президент Республики Башкортостан. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Палаты Представителей и большинством голосов от общего числа депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан. В случае принятия Государственным Собранием Республики Башкортостан решения о недоверии Кабинету Министров Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан распускает Правительство Республики Башкортостан путем принятия указа об отставке Кабинета Министров Республики Башкортостан. При отставке Кабинета Министров Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан обязан сформировать в двухнедельный срок новое Правительство Республики Башкортостан.

Статья 94.

Кабинет Министров Республики Башкортостан проводит выработанную Государственным Собранием Республики Башкортостан и Президентом Республики Башкортостан внутреннюю и внешнюю политику Республики Башкортостан. Кабинет Министров Республики Башкортостан правомочен решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Республики Башкортостан, поскольку они не входят согласно Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан в компетенцию Государственного Собрания Республики Башкортостан и Президента Республики Башкортостан. В пределах своих полномочий Кабинет Министров Республики Башкортостан:

1) осуществляет управление экономическими процессами, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности для формирования и реализации механизмов регулирования рыночной экономики;

2) осуществляет меры по укреплению денежной и кредитной системы, проведению единой политики цен, обеспечению гарантий законодательно установленного минимального размера оплаты труда и социального обеспечения;

3) организует разработку и исполнение республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан, а также осуществляет прогнозирование социально-экономического развития Республики Башкортостан;

4) осуществляет меры по развитию науки, техники и технологии, рациональному использованию, охране и воспроизводству природных ресурсов;

5) осуществляет единую государственную политику, определяет объем и порядок поставок продукции (товаров) для государственных нужд, координирует разработку и реализацию государственных программ, направленных на сохранение и развитие культурных ценностей народов республики, удовлетворение культурных потребностей граждан, обеспечение и защиту конституционного права граждан на образование, преемственность и разнообразие форм образования, организацию охраны здоровья населения, обеспечение поддержки наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан, обеспечение устойчивого функционирования государственной службы занятости и рациональное использование трудовых ресурсов;

6) осуществляет меры по защите интересов Республики Башкортостан, охране общественного порядка, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности;

7) осуществляет руководство в сфере внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан;

8) осуществляет руководство органами исполнительной власти Республики Башкортостан;

9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами Республики Башкортостан.

Статья 95.

Кабинет Министров Республики Башкортостан на основе и во исполнение законов Республики Башкортостан, постановлений Государственного Собрания Республики Башкортостан, указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан, а также федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, принятых по предметам ведения Российской Федерации и по полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, издает постановления и распоряжения, контролирует их исполнение. Постановления и распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан обязательны к исполнению на всей территории Республики Башкортостан.

Статья 96.

Кабинет Министров Республики Башкортостан в пределах своей компетенции имеет право вносить предложения Президенту Республики Башкортостан об отмене постановлений и распоряжений глав администраций районов и городов. Кабинет Министров Республики Башкортостан имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов Республики Башкортостан, других подведомственных ему органов.

Статья 97.

Кабинет Министров Республики Башкортостан объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов Республики Башкортостан и других подведомственных ему органов. Министерства, государственные комитеты и другие органы исполнительной власти Республики Башкортостан руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Кабинету Министров Республики Башкортостан и Президенту Республики Башкортостан. Министерства, государственные комитеты и другие органы исполнительной власти Республики Башкортостан несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления.

Статья 98.

Структура Кабинета Министров Республики Башкортостан, компетенция, порядок деятельности и отношения Кабинета Министров Республики Башкортостан с другими органами государственной власти 'Республики Башкортостан, с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации определяются законом о Кабинете Министров Республики Башкортостан.

Глава 8. Местное самоуправление

Статья 99.

Местное самоуправление в Республике Башкортостан обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статья 100.

Местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы прямого волеизъявления населения (референдумы, собрания, сходы), а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с согласия их населения.

Статья 101.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы государственной власти Республики Башкортостан содействуют местному самоуправлению.

Статья 102.

Местное самоуправление в Республике Башкортостан гарантируется: самостоятельным определением структуры местного самоуправления; правом на судебную защиту и на компенсацию расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией Республики Башкортостан и законами Республики Башкортостан. Принципы, организация и гарантии местного самоуправления устанавливаются законом Республики Башкортостан.

Статья 103.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти Республики Башкортостан. Глава 9. Формирование (выборы) органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления

Статья 104.

Формирование (выборы) органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с законами Республики Башкортостан.

Статья 105.

Выборы проводятся по избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 106.

Выборы от избирательных округов являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Башкортостан, достигшие 18 лет. Не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

Статья 107.

Выборы являются равными. Каждый избиратель имеет один голос. Избирательные округа образуются, как правило, с равным числом избирателей.

Статья 108.

Выборы являются прямыми.

Статья 109.

Голосование на выборах является тайным. Контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.

Статья 110.

Организация и подведение итогов выборов осуществляются избирательными комиссиями. Вся их работа ведется открыто и гласно.

Статья 111.

Гражданам Республики Башкортостан, собраниям избирателей, партиям, другим общественным объединениям гарантируются возможность свободного и всестороннего обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации "за" или "против" кандидата на собраниях и в средствах массовой информации.

Статья 112.

Воспрепятствование гражданам Республики Башкортостан в реализации их избирательных прав, фальсификация результатов выборов и другие нарушения законов о выборах влекут ответственность в соответствии с законом.

Статья 113.

Споры по поводу регистрации кандидатов, проведения и итогов выборов рассматриваются судом, решение которого является окончательным.

Глава 10. Административно-территориальное устройство

Статья 114.

Территория Республики Башкортостан целостна, едина, неделима, неотчуждаема.

Статья 115.

Республика Башкортостан самостоятельно решает вопросы административно-территориального устройства республики. Порядок образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц, критерии отнесения поселений республики к городским и сельским населенным пунктам, а также иные вопросы административно-территориального устройства республики регулируются законом Республики Башкортостан.

Глава 11. Законодательство. Суды и правоохранительные органы

1. Система законодательства

Статья 116.

Республика Башкортостан имеет самостоятельную систему законодательства. Приоритетными направлениями развития системы законодательства Республики Башкортостан являются: конституционное законодательство; законодательство, обеспечивающее развитие экономических отношений и иных, связанных с ними, отношений; законодательство, обеспечивающее рациональное использование и надежную охрану природной среды; законодательство, обеспечивающее эффективное управление социально-экономическим и социально-культурным развитием; законодательство, обеспечивающее эффективную деятельность правоохранительных и судебных органов республики; договоры и соглашения Республики Башкортостан в области международной деятельности.

Статья 117.

Республика Башкортостан осуществляет собственное правовое регулирование по предметам ведения Республики Башкортостан и полномочиям Республики Башкортостан по предметам совместного ведения Республики Башкортостан и Российской Федерации. Законы Республики Башкортостан, принятые по предметам ведения Республики Башкортостан и полномочиям Республики Башкортостан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, обладают верховенством на всей территории Республики Башкортостан. Федеральные законы, принятые по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан и Договором о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, обязательны на территории Республики Башкортостан. В случае противоречия между законом Республики Башкортостан, принятым в соответствии с частью второй настоящей статьи, и федеральным законом действует закон Республики Башкортостан.

Статья 118.

Право законодательной инициативы принадлежит Палате Представителей, Законодательной Палате, членам Палаты Представителей, депутатам Законодательной Палаты, комитетам и комиссиям палат, Президенту Республики Башкортостан, Кабинету Министров Республики Башкортостан, Конституционному Суду Республики Башкортостан, Верховному Суду Республики Башкортостан, Арбитражному суду Республики Башкортостан, Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, Федерации профсоюзов Республики Башкортостан. Законопроекты о введении или отмене налогов, частичном или полном освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств Республики Башкортостан, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет республиканского бюджета, могут быть внесены при наличии заключения Кабинета Министров Республики Башкортостан.

Статья 119.

Законы Республики Башкортостан принимаются Законодательной Палатой в установленном законом порядке. Полномочия Палаты Представителей в законодательном процессе определяются законом.

Статья 120.

Закон Республики Башкортостан, принятый Государственным Собранием Республики Башкортостан, направляется в семидневный срок Президенту Республики Башкортостан для подписания и обнародования. Президент Республики Башкортостан подписывает и обнародует закон либо отклоняет его. Если Президент Республики Башкортостан в течение четырнадцати дней с момента поступления закона отклонит его, то Законодательная Палата и Палата Представителей в установленном законом порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет принят в прежней редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Законодательной Палаты и большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Палаты Представителей, он подлежит подписанию Президентом Республики Башкортостан в течение семи дней и обнародованию. Процедура обнародования законов определяется законом Республики Башкортостан.

2. Судебная власть

Статья 121.

Правосудие в Республике Башкортостан осуществляется только судом. Судебную власть в Республике Башкортостан осуществляют: Конституционный Суд Республики Башкортостан, Верховный Суд Республики Башкортостан, Арбитражный суд Республики Башкортостан, районные суды и мировые судьи. Организация, полномочия и порядок деятельности судов в Республике Башкортостан определяются федеральными законами и законами Республики Башкортостан.

Статья 122.

Судебная власть в Республике Башкортостан самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Статья 123.

Конституционный Суд Республики Башкортостан в целях защиты конституционного строя Республики Башкортостан, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции Республики Башкортостан на всей ее территории рассматривает дела о конституционности:

1) договоров Республики Башкортостан в области международной деятельности;

2) договоров между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации;

3) законов Республики Башкортостан и нормативных правовых актов Государственного Собрания Республики Башкортостан;

4) нормативных правовых актов Президента Республики Башкортостан, Кабинета Министров Республики Башкортостан и иных органов исполнительной власти Республики Башкортостан;

5) нормативных правовых актов местных органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления;

6) иных дел, если они предусмотрены законом и не противоречат юридической природе Конституционного Суда Республики Башкортостан. Конституционный Суд Республики Башкортостан решает вопросы об антиконституционности политических партий, ограничении их деятельности, запрещении и роспуске.

Конституционный Суд Республики Башкортостан дает заключения о соответствии Конституции Республики Башкортостан:

1) действий и решений Президента Республики Башкортостан, а также иных должностных лиц Республики Башкортостан, если согласно Конституции Республики Башкортостан неконституционность их действий и решений служит основанием для отрешения от должности или приведения в действие иного специального механизма их ответственности;

2) ратифицированных или вступивших в силу без ратификации договоров Республики Башкортостан в области международной деятельности. Конституционный Суд Республики Башкортостан дает общеобязательное толкование Конституции Республики Башкортостан. Конституционный Суд Республики Башкортостан дает заключения об утрате, в том числе временной, Президентом Республики Башкортостан способности исполнять свои обязанности. Акты, признанные Конституционным Судом Республики Башкортостан неконституционными, утрачивают силу. Решения Конституционного Суда Республики Башкортостан вступают в силу немедленно после их провозглашения, являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат.

Статья 124.

Верховный Суд Республики Башкортостан осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью судов общей юрисдикции в Республике Башкортостан.

Статья 125.

Арбитражный суд Республики Башкортостан - судебный орган по разрешению экономических споров и рассмотрению иных дел, отнесенных законом к его компетенции.

Статья 126.

Судьями в Республике Башкортостан могут быть граждане Республики Башкортостан, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Законом Республики Башкортостан могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Республики Башкортостан. Судья в Республике Башкортостан не вправе быть депутатом, членом Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан, принадлежать к политическим партиям и движениям, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Статья 127.

Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральными законами и законами Республики Башкортостан.

Статья 128.

Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом законом.

Статья 129.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Граждане Республики Башкортостан участвуют в осуществлении правосудия в порядке, установленном законом.

Статья 130.

Финансирование судов производится в соответствии с законом и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.

3. Прокуратура

Статья 131.

Надзор за точным и единообразным исполнением Конституции Республики Башкортостан, действующих на территории Республики Башкортостан законов всеми министерствами, государственными комитетами и другими органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями, должностными лицами, а также гражданами на территории Республики Башкортостан осуществляется Прокурором Республики Башкортостан и подчиненными ему прокурорами.

Статья 132.

Прокурор Республики Башкортостан назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Президентом Республики Башкортостан и Государственным Собранием Республики Башкортостан.

Статья 133.

Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия в соответствии с законом, подчиняясь Прокурору Республики Башкортостан. Полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Республики Башкортостан определяются законом.

4. Адвокатура и нотариат

Статья 134.

Адвокатура в Республике Башкортостан представляет собой независимое профессиональное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. В Республике Башкортостан разрешается частная адвокатская деятельность. Организация и порядок деятельности адвокатуры регулируются законом Республики Башкортостан и федеральным законом.

Статья 135.

Нотариат в Республике Башкортостан призван обеспечить в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени государства. Совершение нотариальных действий в Республике Башкортостан возлагается на нотариусов. Нотариусы могут заниматься частной практикой или работать в государственных нотариальных конторах. Организация и порядок деятельности нотариатов определяются законом Республики Башкортостан и федеральным законом.

<< Назад | Вперед >>