7 июля 2003 г. N 126-ФЗ
Федеральный закон "О связи"
Принят Государственной Думой 18 июня 2003 года
Одобрен Советом Федерации 25 июня 2003 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы
деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на
находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет
полномочия органов государственной власти в области связи, а также права
и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся
услугами связи.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Целями настоящего Федерального закона являются:
создание условий для оказания услуг связи на всей территории
Российской Федерации;
содействие внедрению перспективных технологий и стандартов;
защита интересов пользователей услугами связи и осуществляющих
деятельность в области связи хозяйствующих субъектов;
обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции
на рынке услуг связи;
создание условий для развития российской инфраструктуры
связи, обеспечения ее интеграции с международными сетями связи;
обеспечение централизованного управления российскими радиочастотным
ресурсом, в том числе орбитально-частотным, и ресурсом нумерации;
создание условий для обеспечения потребностей в связи
для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства
и обеспечения правопорядка.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются
следующие основные понятия:
абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен
договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского
номера или уникального кода идентификации;
выделение полосы радиочастот - разрешение в письменной
форме на:
использование конкретной полосы радиочастот, в том числе
для разработки, модернизации, производства в Российской Федерации и
(или) ввоза на территорию Российской Федерации радиоэлектронных средств
или высокочастотных устройств с определенными техническими характеристиками;
высокочастотные устройства - оборудование или приборы,
предназначенные для генерирования и использования радиочастотной энергии
в промышленных, научных, медицинских, бытовых или других целях, за исключением
применения в области электросвязи;
использование радиочастотного спектра - обладание разрешением
на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот,
радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи
и других не запрещенных федеральными законами или иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации целей;
конверсия радиочастотного спектра - совокупность действий,
направленных на расширение использования радиочастотного спектра радиоэлектронными
средствами гражданского назначения;
линейно-кабельные сооружения связи - сооружения электросвязи
и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные
для размещения кабелей связи;
линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные
сооружения связи;
монтированная емкость - величина, характеризующая технологические
возможности оператора связи по оказанию на определенной территории Российской
Федерации услуг электросвязи, услуг присоединения и услуг по пропуску
трафика и измеряемая техническими возможностями оборудования, введенного
в сеть оператора связи;
нумерация - цифровое, буквенное, символьное обозначение
или комбинации таких обозначений, в том числе коды, предназначенные
для однозначного определения (идентификации) сети связи и (или) ее узловых
или оконечных элементов;
пользовательское оборудование (оконечное оборудование)
- технические средства для передачи и (или) приема сигналов электросвязи
по линиям связи, подключенные к абонентским линиям и находящиеся в пользовании
абонентов или предназначенные для таких целей;
оператор, занимающий существенное положение в сети связи
общего пользования, - оператор, который вместе с аффилированными лицами
обладает в географически определенной зоне нумерации или на всей территории
Российской Федерации не менее чем двадцатью пятью процентами монтированной
емкости либо имеет возможность осуществлять пропуск не менее чем двадцати
пяти процентов трафика;
оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей
лицензии;
оператор универсального обслуживания - оператор связи,
который оказывает услуги связи в сети связи общего пользования и на
которого в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, возложена
обязанность по оказанию универсальных услуг связи;
организация связи - юридическое лицо, осуществляющее
деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности.
Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность
организаций связи, применяются соответственно к индивидуальным предпринимателям,
осуществляющим деятельность в области связи в качестве основного вида
деятельности;
пользователь радиочастотным спектром - лицо, которому
выделена полоса радиочастот либо присвоены (назначены) радиочастота
или радиочастотный канал;
пользователь услугами связи - лицо, заказывающее и (или)
использующее услуги связи;
присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного
канала - разрешение в письменной форме на использование конкретной радиочастоты
или радиочастотного канала с указанием конкретного радиоэлектронного
средства, целей и условий такого использования;
радиопомеха - воздействие электромагнитной энергии на
прием радиоволн, вызванное одним или несколькими излучениями, в том
числе радиацией, индукцией, и проявляющееся в любом ухудшении качества
связи, ошибках или потерях информации, которых можно было бы избежать
при отсутствии воздействия такой энергии;
радиочастота - частота электромагнитных колебаний, устанавливаемая
для обозначения единичной составляющей радиочастотного спектра;
радиочастотный спектр - совокупность радиочастот в установленных
Международным союзом электросвязи пределах, которые могут быть использованы
для функционирования радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств;
радиоэлектронные средства - технические средства, предназначенные
для передачи и (или) приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких
передающих и (или) приемных устройств либо комбинации таких устройств
и включающие в себя вспомогательное оборудование;
распределение полос радиочастот - определение предназначения
полос радиочастот посредством записей в Таблице распределения полос
радиочастот между радиослужбами Российской Федерации, на основании которых
выдается разрешение на использование конкретной полосы радиочастот,
а также устанавливаются условия такого использования;
ресурс нумерации - совокупность или часть вариантов нумерации,
которые возможно использовать в сетях связи;
сеть связи - технологическая система, включающая в себя
средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой
связи;
современный функциональный эквивалент сети связи - минимальный
набор современных средств связи, обеспечивающий качество и существующий
объем услуг, оказываемых в сети связи;
сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры,
в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения
средств связи и кабелей электросвязи;
средства связи - технические и программные средства,
используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи,
доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные
технические и программные средства, используемые при оказании услуг
связи или обеспечении функционирования сетей связи;
трафик - нагрузка, создаваемая потоком вызовов, сообщений
и сигналов, поступающих на средства связи;
универсальные услуги связи - услуги связи, оказание которых
любому пользователю услугами связи на всей территории Российской Федерации
в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является
обязательным для операторов универсального обслуживания;
управление сетью связи - совокупность организационно-технических
мероприятий, направленных на обеспечение функционирования сети связи,
в том числе регулирование трафика;
услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению,
передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений;
услуга присоединения - деятельность, направленная на
удовлетворение потребности операторов связи в организации взаимодействия
сетей электросвязи, при котором становятся возможными установление соединения
и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи;
услуга по пропуску трафика - деятельность, направленная
на удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика между
взаимодействующими сетями электросвязи;
электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков,
сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков
или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим
электромагнитным системам;
электромагнитная совместимость - способность радиоэлектронных
средств и (или) высокочастотных устройств функционировать с установленным
качеством в окружающей электромагнитной обстановке и не создавать недопустимые
радиопомехи другим радиоэлектронным средствам и (или) высокочастотным
устройствам.
Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения,
связанные с созданием и эксплуатацией всех сетей связи и сооружений
связи, использованием радиочастотного спектра, оказанием услуг электросвязи
и почтовой связи на территории Российской Федерации и на находящихся
под юрисдикцией Российской Федерации территориях.
2. В отношении операторов связи, осуществляющих свою деятельность
за пределами Российской Федерации в соответствии с правом иностранных
государств, настоящий Федеральный закон применяется только в части регулирования
порядка выполнения работ и оказания ими услуг связи на находящихся под
юрисдикцией Российской Федерации территориях.
3. Отношения в области связи, не урегулированные настоящим
Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи.
Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области
связи
1. Законодательство Российской Федерации в области связи
основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего
Федерального закона и иных федеральных законов.
2. Отношения, связанные с деятельностью в области связи,
регулируются также нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации
и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных
органов исполнительной власти.
3. Если международным договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным
законом, применяются правила международного договора.
Глава 2. Основы деятельности в области
связи
Статья 5. Собственность на сети связи и средства связи
1. На территории Российской Федерации организации связи
создаются и осуществляют свою деятельность на основе единства экономического
пространства, в условиях конкуренции и многообразия форм собственности.
Государство обеспечивает организациям связи независимо от форм собственности
равные условия конкуренции.
Сети связи и средства связи могут находиться в федеральной
собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной
собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц.
Перечень сетей связи и средств связи, которые могут находиться
только в федеральной собственности, определяется законодательством Российской
Федерации.
Иностранные инвесторы могут принимать участие в приватизации
имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий связи
на условиях, определенных законодательством Российской Федерации.
2. Изменение формы собственности на сети связи и средства
связи осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации, и допускается при условии, что такое изменение заведомо не
ухудшает функционирование сетей связи и средств связи, а также не ущемляет
право граждан и юридических лиц на пользование услугами связи.
Статья 6. Организация деятельности, связанной с размещением
сооружений связи и средств связи
1. При градостроительном планировании развития территорий
и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов
связи - сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений,
отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые
мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования
средств связи.
2. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления содействуют организациям
связи, оказывающим универсальные услуги связи, в получении и (или) строительстве
сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных
услуг связи.
3. Организации связи по договору с собственником или иным
владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных
дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей
метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов
и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос
отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них
строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи.
При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого
имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за
пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными
законами.
В случае, если недвижимое имущество, принадлежащее гражданину
или юридическому лицу, в результате осуществления строительства, эксплуатации
средств связи и сооружений связи не может использоваться в соответствии
с его назначением, собственник или иной владелец в судебном порядке
вправе требовать расторжения договора с организацией связи об использовании
этого имущества.
4. При переносе или переустройстве линий связи и сооружений
связи вследствие строительства, расширения территорий поселений, капитального
ремонта, реконструкции зданий, строений, сооружений, дорог и мостов,
освоения новых земель, переустройства систем мелиорации, разработки
месторождений полезных ископаемых и иных нужд оператору связи возмещаются
расходы, связанные с такими переносом или переустройством. Возмещение
может осуществляться по соглашению сторон в денежной форме либо посредством
переноса или переустройства линий связи и сооружений связи заказчиком
строительства за свой счет в соответствии с техническими условиями,
выдаваемыми организацией связи, и стандартами.
5. Операторы связи на возмездной основе вправе размещать
кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от
принадлежности этих сооружений.
Статья 7. Защита сетей связи и сооружений связи
1. Сети связи и сооружения связи находятся под защитой
государства.
2. Операторы связи и застройщики при строительстве и
реконструкции зданий, строений, сооружений, сетей связи и сооружений
связи должны учитывать необходимость защиты средств связи и сооружений
связи от несанкционированного доступа к ним.
3. Операторы связи при эксплуатации сетей связи и сооружений
связи обязаны обеспечивать защиту средств связи и сооружений связи от
несанкционированного доступа к ним
Статья 8. Регистрация права собственности и других
вещных прав на объекты связи
1. Сооружения связи, которые прочно связаны с землей
и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно,
в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому
имуществу, государственная регистрация права собственности и других
вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Особенности государственной регистрации права собственности и других
вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
2. Порядок государственной регистрации права собственности
и других вещных прав на космические объекты связи (спутники связи, в
том числе двойного назначения) устанавливается федеральными законами.
3. Передача права собственности и других вещных прав на
космические объекты связи не влечет за собой передачу права на использование
орбитально-частотного ресурса.
Статья 9. Строительство и эксплуатация линий связи
на приграничной территории Российской Федерации и в пределах территориального
моря Российской Федерации
Порядок строительства и эксплуатации, в том числе обслуживания,
линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации,
на приграничной территории Российской Федерации, во внутренних морских
водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации,
в том числе прокладки кабеля и строительства линейно-кабельных сооружений,
осуществления строительных и аварийно-восстановительных работ на подводных
линейно-кабельных сооружениях связи в территориальном море Российской
Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Земли связи
1. В соответствии с земельным законодательством Российской
Федерации к землям связи относятся земельные участки, предоставленные
для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование,
аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным
участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи.
2. Предоставление земельных участков организациям связи,
порядок (режим) пользования ими, в том числе установления охранных зон
сетей связи и сооружений связи и создания просек для размещения сетей
связи, основания, условия и порядок изъятия этих земельных участков
устанавливаются земельным законодательством Российской Федерации. Размеры
таких земельных участков, в том числе земельных участков, предоставляемых
для установления охранных зон и просек, определяются в соответствии
с нормами отвода земель для осуществления соответствующих видов деятельности,
градостроительной и проектной документацией.
Глава 3. Сети связи
Статья 11. Федеральная связь
1. Федеральную связь образуют все организации и государственные
органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь
на территории Российской Федерации.
2. Материально-техническую основу федеральной связи составляют
единая сеть электросвязи Российской Федерации и сеть почтовой связи
Российской Федерации.
Статья 12. Единая сеть электросвязи Российской Федерации
1. Единая сеть электросвязи Российской Федерации состоит
из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи
следующих категорий:
сеть связи общего пользования;
выделенные сети связи;
технологические сети связи, присоединенные к сети связи
общего пользования;
сети связи специального назначения и другие сети связи
для передачи информации при помощи электромагнитных систем.
2. Для сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи
Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области
связи:
определяет порядок их взаимодействия, а в предусмотренных
законодательством Российской Федерации случаях - порядок централизованного
управления сетью связи общего пользования;
в зависимости от категорий сетей связи (за исключением
сетей связи специального назначения, а также выделенных и технологических
сетей связи, если они не присоединены к сети связи общего пользования)
устанавливает требования к их построению, управлению или нумерации,
применяемым средствам связи, организационно-техническому обеспечению
устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных
ситуациях, защиты сетей связи от несанкционированного доступа к ним
и передаваемой посредством их информации.
3. Операторы связи всех категорий сетей связи единой
сети электросвязи Российской Федерации обязаны создавать системы управления
своими сетями связи, соответствующие установленному порядку их взаимодействия.
Статья 13. Сеть связи общего пользования
1. Сеть связи общего пользования предназначена для возмездного
оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории
Российской Федерации и включает в себя сети электросвязи, определяемые
географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации
и не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации
и ресурса нумерации, а также сети связи, определяемые по технологии
реализации оказания услуг связи.
2. Сеть связи общего пользования представляет собой комплекс
взаимодействующих сетей электросвязи, в том числе сети связи для распространения
программ телевизионного вещания и радиовещания.
Сеть связи общего пользования имеет присоединение к сетям
связи общего пользования иностранных государств.
Статья 14. Выделенные сети связи
1. Выделенными сетями связи являются сети электросвязи,
предназначенные для возмездного оказания услуг электросвязи ограниченному
кругу пользователей или группам таких пользователей. Выделенные сети
связи могут взаимодействовать между собой. Выделенные сети связи не
имеют присоединения к сети связи общего пользования, а также к сетям
связи общего пользования иностранных государств. Технологии и средства
связи, применяемые для организации выделенных сетей связи, а также принципы
их построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих
сетей.
Выделенная сеть связи может быть присоединена к сети
связи общего пользования с переводом в категорию сети связи общего пользования,
если выделенная сеть связи соответствует требованиям, установленным
для сети связи общего пользования. При этом выделенный ресурс нумерации
изымается и предоставляется ресурс нумерации из ресурса нумерации сети
связи общего пользования.
2. Оказание услуг связи операторами выделенных сетей связи
осуществляется на основании соответствующих лицензий в пределах указанных
в них территорий и с использованием нумерации, присвоенной каждой выделенной
сети связи в порядке, установленном федеральным органом исполнительной
власти в области связи.
Статья 15. Технологические сети связи
1. Технологические сети связи предназначены для обеспечения
производственной деятельности организаций, управления технологическими
процессами в производстве.
Технологии и средства связи, применяемые для создания
технологических сетей связи, а также принципы их построения устанавливаются
собственниками или иными владельцами этих сетей.
2. При наличии свободных ресурсов технологической сети
связи часть этой сети может быть присоединена к сети связи общего пользования
с переводом в категорию сети связи общего пользования для возмездного
оказания услуг связи любому пользователю на основании соответствующей
лицензии. Такое присоединение допускается, если:
часть технологической сети связи, предназначаемая для
присоединения к сети связи общего пользования, может быть технически,
или программно, или физически отделена собственником от технологической
сети связи;
присоединяемая к сети связи общего пользования часть
технологической сети связи соответствует требованиям функционирования
сети связи общего пользования.
Части технологической сети связи, присоединенной к сети
связи общего пользования, выделяется ресурс нумерации из ресурса нумерации
сети связи общего пользования в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти в области связи.
Собственник или иной владелец технологической сети связи
после присоединения части этой сети связи к сети связи общего пользования
обязан вести раздельный учет расходов на эксплуатацию технологической
сети связи и ее части, присоединенной к сети связи общего пользования.
Технологические сети связи могут быть присоединены к
технологическим сетям связи иностранных организаций только для обеспечения
единого технологического цикла.
Статья 16. Сети связи специального назначения
1. Сети связи специального назначения предназначены для
нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства
и обеспечения правопорядка. Эти сети не могут использоваться для возмездного
оказания услуг связи, если иное не предусмотрено законодательством Российской
Федерации.
2. Связь для нужд государственного управления, в том
числе президентская связь, правительственная связь, связь для нужд обороны
страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка осуществляется
в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Расходы на финансирование обеспечения связи для нужд
государственного управления, обороны страны, безопасности государства
и обеспечения правопорядка предусматриваются федеральным законом о федеральном
бюджете на соответствующий год в составе соответствующих расходов.
3. Подготовка и использование ресурсов единой сети электросвязи
Российской Федерации для обеспечения функционирования сетей связи специального
назначения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
4. Центры управления сетями связи специального назначения
обеспечивают их взаимодействие с другими сетями единой сети электросвязи
Российской Федерации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной
власти в области связи.
Статья 17. Сеть почтовой связи
1. Сеть почтовой связи представляет собой совокупность
объектов почтовой связи и почтовых маршрутов операторов почтовой связи,
обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу), доставку (вручение)
почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных
средств.
2. Отношения в области почтовой связи регулируются международными
договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и федеральным
законом о почтовой связи, другими федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
Глава 4. Присоединение сетей электросвязи
и их взаимодействие
Статья 18. Право на присоединение сетей электросвязи
1. Операторы связи имеют право на присоединение своих
сетей электросвязи к сети связи общего пользования. Присоединение одной
сети электросвязи к другой сети электросвязи и их взаимодействие осуществляются
на основании заключаемых операторами связи договоров о присоединении
сетей электросвязи.
2. Операторы сети связи общего пользования на основании
договоров о присоединении сетей электросвязи обязаны оказывать услуги
присоединения иным операторам связи в соответствии с правилами присоединения
сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными Правительством
Российской Федерации.
3. Договорами о присоединении сетей электросвязи в соответствии
с правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными
Правительством Российской Федерации, должны быть предусмотрены:
права и обязанности операторов связи при присоединении
сетей электросвязи и их взаимодействии;
обязанности операторов, занимающих существенное положение
в сети связи общего пользования, в части присоединения в случае, если
участником договора является оператор, занимающий существенное положение
в сети связи общего пользования;
существенные условия присоединения сетей электросвязи
и их взаимодействия;
перечень услуг присоединения и услуг по пропуску трафика,
которые оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего
пользования, обязан оказывать, а также порядок их оказания;
порядок рассмотрения споров между операторами связи по
вопросам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом,
цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика определяются
оператором связи самостоятельно, исходя из требований разумности и добросовестности.
4. Споры между операторами связи по вопросам заключения
договоров о присоединении сетей электросвязи рассматриваются в судебном
порядке.
Статья 19. Требования к порядку присоединения сетей
электросвязи и их взаимодействия с сетью электросвязи оператора, занимающего
существенное положение в сети связи общего пользования
1. К договору о присоединении сетей электросвязи, определяющему
условия оказания услуг присоединения, а также связанные с этим обязательства
по взаимодействию сетей электросвязи и пропуску трафика, применяются
положения о публичном договоре в отношении операторов, занимающих существенное
положение в сети связи общего пользования. При этом потребителями услуг
присоединения и услуг по пропуску трафика для целей настоящей статьи
являются операторы сети связи общего пользования.
Оператор, занимающий существенное положение в сети связи
общего пользования, в целях обеспечения недискриминационного доступа
на рынок услуг связи в сходных обстоятельствах обязан устанавливать
равные условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для
операторов связи, оказывающих аналогичные услуги, а также предоставлять
информацию и оказывать этим операторам связи услуги присоединения и
услуги по пропуску трафика на тех же условиях и того же качества, что
и для своих структурных подразделений и (или) аффилированных лиц.
Оператор, занимающий существенное положение в сети связи
общего пользования на территориях нескольких субъектов Российской Федерации,
устанавливает условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика
отдельно на территории каждого субъекта Российской Федерации.
2. Отказ оператора, занимающего существенное положение
в сети связи общего пользования, от заключения договора о присоединении
сетей электросвязи не допускается, за исключением случаев, если осуществление
присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия противоречит условиям
лицензий, выданных операторам связи, или нормативным правовым актам,
определяющим построение и функционирование единой сети электросвязи
Российской Федерации.
3. Порядок присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия
с сетью электросвязи оператора, занимающего существенное положение в
сети связи общего пользования, и его обязанности при присоединении сетей
электросвязи и взаимодействии с сетями электросвязи других операторов
связи определяются в соответствии с правилами, утвержденными Правительством
Российской Федерации.
Операторы, занимающие существенное положение в сети связи
общего пользования, на основе правил присоединения сетей электросвязи
и их взаимодействия устанавливают условия присоединения других сетей
электросвязи к своей сети электросвязи в части использования сетевых
ресурсов и пропуска трафика, включающие в себя общие технические, экономические,
информационные условия, а также условия, определяющие имущественные
отношения.
Условия присоединения сетей электросвязи должны предусматривать:
технические требования, касающиеся присоединения сетей
электросвязи;
объем, порядок и сроки выполнения работ по присоединению
сетей электросвязи и их распределению между взаимодействующими операторами
связи;
порядок пропуска трафика по сетям электросвязи взаимодействующих
операторов связи;
местонахождение точек присоединения сетей электросвязи;
перечень оказываемых услуг присоединения и услуг по пропуску
трафика;
стоимость услуг присоединения и услуг по пропуску трафика
и порядок расчетов за них;
порядок взаимодействия систем управления сетями электросвязи.
Операторы, занимающие существенное положение в сети связи
общего пользования, в течение семи дней после установления условий присоединения
сетей электросвязи публикуют указанные условия и направляют их в федеральный
орган исполнительной власти в области связи.
В случае, если федеральный орган исполнительной власти
в области связи самостоятельно или по обращению операторов связи обнаружит
несоответствие условий присоединения других сетей электросвязи к сети
электросвязи оператора, занимающего существенное положение в сети связи
общего пользования, и пропуска трафика по ней правилам, указанным в
абзаце первом пункта 3 настоящей статьи, или нормативным правовым актам,
указанный федеральный орган направляет оператору, занимающему существенное
положение в сети связи общего пользования, мотивированное предписание
об устранении указанных несоответствий. Данное предписание должно быть
принято и выполнено получившим его оператором связи в течение тридцати
дней со дня его получения.
Вновь установленные условия присоединения других сетей
электросвязи к сети электросвязи оператора, занимающего существенное
положение в сети связи общего пользования, и пропуска трафика по ней
публикуются оператором, занимающим существенное положение в сети связи
общего пользования, и направляются в федеральный орган исполнительной
власти в области связи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
При вводе в действие новых средств связи, внедрении новых
технологических решений в своей сети электросвязи, выводе из эксплуатации
или модернизации устаревших средств связи, что существенно влияет на
условия присоединения других сетей электросвязи и пропуска трафика по
сети электросвязи оператора, занимающего существенное положение в сети
связи общего пользования, указанный оператор связи вправе установить
новые условия присоединения других сетей электросвязи к своей сети в
порядке, предусмотренном настоящей статьей. При этом условия присоединения
сетей электросвязи не могут изменяться чаще чем один раз в год.
4. Оператор, занимающий существенное положение в сети
связи общего пользования, рассматривает обращения оператора связи о
заключении договора о присоединении сетей электросвязи в срок, не превышающий
тридцати дней со дня получения такого обращения. Договор о присоединении
сетей электросвязи заключается в письменной форме путем составления
в соответствии с гражданским законодательством одного документа, подписанного
сторонами, в срок, не превышающий девяноста дней со дня получения обращения.
Несоблюдение формы такого договора влечет за собой его недействительность.
5. Федеральный орган исполнительной власти в области связи
ведет и публикует реестр операторов, занимающих существенное положение
в сети связи общего пользования.
6. Федеральный орган исполнительной власти в области связи
обязан рассматривать обращения операторов связи по вопросам присоединения
сетей электросвязи и их взаимодействия в течение шестидесяти дней со
дня получения указанных обращений и публиковать принятые по ним решения.
В случае невыполнения оператором, занимающим существенное
положение в сети связи общего пользования, предписаний федерального
органа исполнительной власти в области связи по вопросам присоединения
сетей электросвязи и их взаимодействия, а также уклонения оператора,
занимающего существенное положение в сети связи общего пользования,
от заключения договора о присоединении сетей электросвязи другая сторона
вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор
о присоединении сетей электросвязи и возмещении причиненных убытков.
Статья 20. Цены на услуги присоединения и услуги по
пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное
положение в сети связи общего пользования
1. Цены на услуги присоединения и услуги по пропуску
трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение
в сети связи общего пользования, подлежат государственному регулированию.
Перечень услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, цены на которые
подлежат государственному регулированию, а также порядок их регулирования
устанавливается Правительством Российской Федерации.
Размер регулируемых государством цен на услуги присоединения
и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное
положение в сети связи общего пользования, должен способствовать созданию
условий воспроизводства современного функционального эквивалента части
сети электросвязи, которая используется в результате дополнительной
нагрузки, создаваемой сетью взаимодействующего оператора связи, а также
возмещать затраты на эксплуатационное обслуживание используемой части
сети электросвязи и включать в себя обоснованную норму прибыли (рентабельности)
от капитала, используемого при оказании данных услуг.
2. Операторы, занимающие существенное положение в сети
связи общего пользования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов
по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым
для оказания этих услуг частям сети электросвязи. Порядок ведения такого
раздельного учета в случаях, установленных настоящим Федеральным законом,
определяется федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Глава 5. Государственное регулирование
деятельности в области связи
Статья 21. Организация государственного регулирования
деятельности в области связи
1. Государственное регулирование деятельности в области
связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим
Федеральным законом осуществляется Президентом Российской Федерации,
Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной
власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации устанавливаются полномочия
федерального органа исполнительной власти в области связи.
2. Федеральный орган исполнительной власти в области связи:
разрабатывает и реализует государственную политику в области связи и
информатизации, а также осуществляет координацию деятельности в области
создания и развития сетей связи, спутниковых систем связи, использование
на территории Российской Федерации спутниковых систем связи гражданского
назначения, в том числе систем телевизионного вещания и радиовещания;
разрабатывает и принимает нормативные правовые акты по
вопросам регулирования деятельности в области связи, создания, развития
и эксплуатации сетей связи, а также применения средств связи с учетом
предложений саморегулируемых организаций в области связи, создаваемых
в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - саморегулируемые
организации), публикует указанные акты в течение тридцати дней со дня
принятия;
выполняет функции администрации связи Российской Федерации
при осуществлении международной деятельности Российской Федерации в
области связи;
рассматривает обращения операторов связи по вопросам
присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия и публикует принятые
решения;
информирует саморегулируемые организации о выявленных
нарушениях обязательных требований участниками этих организаций, а также
доводит до сведения этих организаций проекты нормативных правовых актов,
устанавливающих для операторов связи обязательные требования, и рассматривает
предложения указанных саморегулируемых организаций, касающиеся этих
проектов и внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты,
регулирующие деятельность операторов связи.
3. Обязательные требования, указанные в пункте 2 настоящей
статьи, устанавливаются исключительно в целях обеспечения целостности,
устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи
Российской Федерации и использования радиочастотного спектра.
Статья 22. Регулирование использования радиочастотного
спектра
1. Регулирование использования радиочастотного спектра
является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии
с международными договорами Российской Федерации и законодательством
Российской Федерации посредством проведения экономических, организационных
и технических мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра
и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий и стандартов,
обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной
сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны
страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
2. В Российской Федерации регулирование использования
радиочастотного спектра осуществляется межведомственным коллегиальным
органом по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти
в области связи (далее - государственная комиссия по радиочастотам),
обладающим всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного
спектра.
Положение о государственной комиссии по радиочастотам
и ее состав утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положением о государственной комиссии по радиочастотам
должен устанавливаться порядок распределения радиочастот. Указанное
положение должно содержать, в частности, порядок принятия решений государственной
комиссией по радиочастотам и состав указанной комиссии с участием представителей
всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
В случае, если в решении рассматриваемого комиссией вопроса
представитель одного из указанных органов имеет заинтересованность,
которая может оказать влияние на объективность принятия решения, указанный
представитель в голосовании не участвует.
3. Организационные и технические меры по обеспечению
надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов и соответствующих
радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств гражданского
назначения во исполнение решений государственной комиссии по радиочастотам
осуществляются специально уполномоченной службой по обеспечению регулирования
использования радиочастот и радиоэлектронных средств при федеральном
органе исполнительной власти в области связи (далее - радиочастотная
служба), положение о которой утверждается Правительством Российской
Федерации.
4. Использование в Российской Федерации радиочастотного
спектра осуществляется в соответствии со следующими принципами:
разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотному
спектру;
сближение распределения полос радиочастот и условий их
использования в Российской Федерации с международным распределением
полос радиочастот;
право доступа всех пользователей к радиочастотному спектру
с учетом государственных приоритетов, в том числе обеспечения радиочастотным
спектром радиослужб Российской Федерации в целях обеспечения безопасности
граждан, обеспечения президентской связи, правительственной связи, обороны
страны и безопасности государства, правопорядка, экологической безопасности,
предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
платность использования радиочастотного спектра;
недопустимость бессрочного выделения полос радиочастот,
присвоения радиочастот или радиочастотных каналов;
конверсия радиочастотного спектра;
прозрачность и открытость процедур распределения и использования
радиочастотного спектра.
5. Средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные
устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат
регистрации. Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств,
подлежащих регистрации, и порядок их регистрации определяются Правительством
Российской Федерации.
Радиоэлектронные средства, используемые для индивидуального
приема программ телевизионного вещания и радиовещания, сигналов персональных
радиовызовов (радиопейджеры), электронные изделия бытового назначения
и средства персональной радионавигации, не содержащие радиоизлучающих
устройств, используются на территории Российской Федерации с учетом
ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
и регистрации не подлежат.
Использование без регистрации радиоэлектронных средств
и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации в соответствии с
правилами настоящей статьи, не допускается.
Статья 23. Распределение радиочастотного спектра
1. Распределение радиочастотного спектра осуществляется
в соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами
Российской Федерации и планом перспективного использования радиочастотного
спектра радиоэлектронными средствами, которые разрабатываются государственной
комиссией по радиочастотам и утверждаются Правительством Российской
Федерации.
2. Пересмотр Таблицы распределения полос частот между
радиослужбами Российской Федерации проводится не реже чем один раз в
четыре года, плана перспективного использования радиочастотного спектра
радиоэлектронными средствами - не реже чем один раз в десять лет.
Один раз в два года государственная комиссия по радиочастотам
рассматривает предложения саморегулируемых организаций и отдельных операторов
связи о пересмотре Таблицы распределения полос частот между радиослужбами
Российской Федерации и плана перспективного использования радиочастотного
спектра радиоэлектронными средствами.
3. Радиочастотный спектр включает в себя следующие категории
полос радиочастот:
преимущественного пользования радиоэлектронными средствами,
используемыми для нужд государственного управления, в том числе президентской
связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства
и обеспечения правопорядка;
преимущественного пользования радиоэлектронными средствами
гражданского назначения;
совместного пользования радиоэлектронными средствами
любого назначения.
4. Для пользователей радиочастотным спектром устанавливаются
разовая плата и ежегодная плата за его использование в целях обеспечения
системы контроля радиочастот, конверсии радиочастотного спектра и финансирования
мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие
полосы радиочастот.
Порядок установления размеров разовой платы и ежегодной
платы, взимания такой платы, ее распределения и использования определяется
Правительством Российской Федерации исходя из того, что размеры разовой
платы и ежегодной платы должны устанавливаться дифференцированно в зависимости
от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых
технологий.
Статья 24. Выделение полос радиочастот и присвоение (назначение)
радиочастот или радиочастотных каналов
1. Право на использование радиочастотного спектра предоставляется
посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот
или радиочастотных каналов.
Использование радиочастотного спектра без соответствующего
разрешения не допускается.
2. В полосах радиочастот категорий совместного пользования
радиоэлектронными средствами любого назначения и преимущественного пользования
радиоэлектронными средствами гражданского назначения выделение полос
радиочастот для радиоэлектронных средств любого назначения, а в полосах
радиочастот категории преимущественного пользования радиоэлектронными
средствами, используемыми для нужд государственного управления, выделение
полос радиочастот для радиоэлектронных средств гражданского назначения
осуществляется государственной комиссией по радиочастотам.
В полосах радиочастот категории преимущественного пользования
радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд государственного
управления, выделение полос радиочастот для радиоэлектронных средств,
обеспечивающих президентскую связь, правительственную связь, оборону
страны, безопасность государства и обеспечение правопорядка, осуществляется
в Российской Федерации специально уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти в области правительственной связи и информации
и федеральным органом исполнительной власти в области обороны.
Выделение полос радиочастот осуществляется на десять
лет или на меньший заявленный срок. По обращению пользователя радиочастотным
спектром этот срок может быть увеличен или уменьшен органами, выделившими
полосу радиочастот.
Предоставленное в соответствии с настоящей статьей право
на использование полос радиочастот не может быть передано одним пользователем
радиочастотным спектром другому пользователю без решения государственной
комиссии по радиочастотам или предоставившего это право органа.
3. Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного
канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения осуществляется
федеральным органом исполнительной власти в области связи по заключению
радиочастотной службы на основании заявлений граждан Российской Федерации
или заявлений российских юридических лиц.
Решения о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного
канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения, а также
по другим обращениям граждан должны приниматься федеральным органом
исполнительной власти в области связи не позднее чем через сто двадцать
дней со дня обращения.
Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного
канала для радиоэлектронных средств, используемых для нужд государственного
управления, в том числе президентской связи, правительственной связи,
нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка,
осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти в области правительственной связи и информации и федеральным
органом исполнительной власти в области обороны.
Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного
канала осуществляется на десять лет или на меньший заявленный срок.
Срок присвоения (назначения) радиочастоты или радиочастотного канала
для орбитально-частотного ресурса может быть увеличен с учетом гарантированного
срока службы космических объектов, используемых для создания и функционирования
сетей связи.
4. Решение о выделении полос радиочастот и присвоении
(назначении) радиочастот или радиочастотного канала принимается в соответствии
с пунктами 2 и 3 настоящей статьи при положительном заключении экспертизы
о возможности использования заявленных радиоэлектронных средств. Порядок
проведения экспертизы определяется государственной комиссией по радиочастотам.
5. Порядок рассмотрения материалов и принятия решения
о выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастот
или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот устанавливается
и публикуется государственной комиссией по радиочастотам.
6. Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного
канала может быть изменено в интересах обеспечения нужд государственного
управления, в том числе президентской связи, правительственной связи,
нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка
с возмещением владельцам радиоэлектронных средств убытков, причиненных
изменением радиочастоты или радиочастотного канала.
Принудительное изменение федеральным органом исполнительной
власти в области связи радиочастоты или радиочастотного канала у пользователя
радиочастотным спектром допускается только в целях предотвращения угрозы
жизни или здоровью человека и обеспечения безопасности государства,
а также в целях выполнения обязательств, вытекающих из международных
договоров Российской Федерации. Такое изменение может быть обжаловано
пользователем радиочастотным спектром в судебном порядке.
7. Отказ в выделении пользователям радиочастотным спектром
полос радиочастот для радиоэлектронных средств гражданского назначения
допускается по следующим основаниям:
несоответствие заявленной полосы радиочастот Таблице
распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации;
несоответствие параметров излучения и приема заявленных
радиоэлектронных средств требованиям, нормам и национальным стандартам
в области обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных
средств и высокочастотных устройств;
отрицательное заключение экспертизы об электромагнитной
совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными
средствами.
8. Отказ в присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотного
канала пользователям радиочастотным спектром для радиоэлектронных средств
гражданского назначения допускается по следующим основаниям:
отсутствие документов на заявленные для использования
радиоэлектронные средства о подтверждении соответствия в случаях, если
такое подтверждение является обязательным;
несоответствие заявленной деятельности в области связи
установленным для данного вида деятельности требованиям, нормам и правилам;
отрицательное заключение экспертизы об электромагнитной
совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными
средствами;
отрицательные результаты проведения международной процедуры
координации использования радиочастотного присвоения, если такая процедура
предусматривается Регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи
и другими международными договорами Российской Федерации.
9. Отказ в присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных
каналов для радиоэлектронных средств, используемых для нужд государственного
управления, в том числе президентской связи, правительственной связи,
нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка,
осуществляется в порядке, определяемом специально уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти в области правительственной связи и информации
и федеральным органом исполнительной власти в области обороны.
10. В случае выявления нарушения условий, установленных
при выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты
или радиочастотного канала, разрешение на использование радиочастотного
спектра пользователями радиочастотным спектром для радиоэлектронных
средств гражданского назначения может быть приостановлено органом, выделившим
полосу радиочастот либо присвоившим (назначившим) радиочастоту или радиочастотный
канал в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи на срок, необходимый
для устранения этого нарушения, но не более чем на девяносто дней.
11. Разрешение на использование радиочастотного спектра
прекращается во внесудебном порядке или срок действия такого разрешения
не продлевается по следующим основаниям:
заявление пользователя радиочастотным спектром;
аннулирование лицензии на осуществление деятельности
в области оказания услуг связи, если такая деятельность связана с использованием
радиочастотного спектра;
истечение срока, указанного при присвоении (назначении)
радиочастоты или радиочастотного канала, если этот срок не был продлен
в установленном порядке или если заблаговременно, не менее чем за тридцать
дней, не была подана заявка на его продление;
использование радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных
устройств в противоправных целях, наносящих вред интересам личности,
общества и государства;
невыполнение пользователем радиочастотным спектром условий,
установленных в решении о выделении полосы радиочастот либо присвоении
(назначении) радиочастоты или радиочастотного канала;
невнесение пользователем радиочастотным спектром платы
за его использование в течение тридцати дней со дня установленного срока
платежа;
ликвидация юридического лица, которому было выдано разрешение
на использование радиочастотного спектра;
неустранение нарушения, послужившего основанием для приостановления
разрешения на использование радиочастотного спектра.
12. При наличии в документах, представленных заявителем,
недостоверной или искаженной информации, повлиявшей на принятие решения
о выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты
или радиочастотного канала, орган, выделивший полосу радиочастот либо
присвоивший (назначивший) радиочастоту или радиочастотный канал, вправе
обратиться в суд с требованием о прекращении или непродлении срока действия
разрешения на использование радиочастотного спектра.
13. При прекращении или приостановлении разрешения на
использование радиочастотного спектра плата, внесенная за его использование,
не возвращается.
Статья 25. Контроль за излучениями радиоэлектронных
средств и (или) высокочастотных устройств
1. Контроль за излучениями радиоэлектронных средств и
(или) высокочастотных устройств (радиоконтроль) осуществляется в целях:
проверки соблюдения пользователем радиочастотным спектром
правил его использования;
выявления не разрешенных для использования радиоэлектронных
средств и прекращения их работы;
выявления источников радиопомех;
выявления нарушения порядка и правил использования радиочастотного
спектра, национальных стандартов, требований к параметрам излучения
(приема) радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;
обеспечения электромагнитной совместимости;
обеспечения эксплуатационной готовности радиочастотного
спектра.
2. Радиоконтроль является составной частью государственного
управления использованием радиочастотного спектра и международно-правовой
защиты присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов.
Радиоконтроль за радиоэлектронными средствами гражданского назначения
осуществляется радиочастотной службой. Порядок осуществления радиоконтроля
определяется Правительством Российской Федерации.
В процессе радиоконтроля для изучения параметров излучений
радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, подтверждения
нарушения установленных правил использования радиочастотного спектра
может проводиться запись сигналов контролируемых источников излучений.
Такая запись может служить только в качестве доказательства
нарушения порядка использования радиочастотного спектра и подлежит уничтожению
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Использование такой записи в иных целях не допускается,
и виновные в таком использовании лица несут установленную законодательством
Российской Федерации ответственность за нарушение неприкосновенности
частной жизни, личной, семейной, коммерческой и иной охраняемой законом
тайны.
Статья 26. Регулирование ресурса нумерации
1. Регулирование ресурса нумерации является исключительным
правом государства.
Правительством Российской Федерации определяется порядок
распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи
Российской Федерации, в том числе российских сегментов международных
сетей связи, с учетом рекомендаций международных организаций, участником
которых является Российская Федерация, в соответствии с российской системой
и планом нумерации.
При распределении нумерации российских сегментов международных
сетей связи учитывается общепринятая международная практика деятельности
саморегулируемых организаций в этой области.
2. За получение ресурса нумерации с оператора связи взимается
сбор в размере и в порядке, которые устанавливаются законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах.
Федеральный орган исполнительной власти в области связи
имеет право в случаях, установленных настоящим Федеральным законом,
изменять, изымать полностью или частично ресурс нумерации, выделенный
оператору связи. Информация о предстоящем изменении нумерации и сроке
его осуществления подлежит опубликованию. В случае изменения нумерации
повторный сбор за получение ресурса нумерации не взимается. В случае
полного или частичного изъятия ресурса нумерации, выделенного оператору
связи, уплаченный им сбор не возвращается и компенсация оператору связи
не выплачивается.
Изъятие ранее выделенного операторам связи ресурса нумерации
осуществляется по следующим основаниям:
обращение оператора связи, которому выделен соответствующий
ресурс нумерации;
прекращение действия лицензии, выданной оператору связи;
использование оператором связи ресурса нумерации с нарушением
системы и плана нумерации;
неиспользование оператором связи выделенного ресурса
нумерации полностью или частично в течение двух лет со дня выделения;
невыполнение оператором связи обязательств, принятых
им на торгах, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
неуплата сбора за выделение ресурса нумерации в течение
девяноста дней со дня выделения.
Оператор связи о принятом решении об изъятии ресурса нумерации
извещается в письменной форме за тридцать дней до наступления срока
изъятия с обоснованием причин принятия такого решения.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области
связи обязан:
1) представлять Правительству Российской Федерации порядок
распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи
Российской Федерации для утверждения;
2) обеспечивать организацию работ по распределению и
учету ресурсов нумерации, а также выделению ресурсов нумерации;
3) устанавливать нормативные требования к сетям связи
в части задействования ресурсов нумерации, требования, обязательные
для операторов связи, к построению сетей связи, управлению сетями связи,
нумерации, защите сетей связи от несанкционированного доступа и передаваемой
по ним информации, использованию радиочастотного спектра, порядку пропуска
трафика, условиям взаимодействия сетей связи, оказанию услуг связи;
4) утверждать российскую систему и план нумерации;
5) изменять в технически обоснованных случаях нумерацию
сетей связи с предварительным опубликованием причин и сроков предстоящих
изменений согласно порядку распределения и использования ресурсов нумерации
единой сети электросвязи Российской Федерации;
6) обеспечивать наличие свободного ресурса нумерации;
7) предоставлять по запросам заинтересованных лиц информацию
о распределении ресурса нумерации;
8) контролировать соответствие использования операторами
связи выделенного им ресурса нумерации установленному порядку использования
ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, в
том числе выполнение оператором связи обязательств, принятых им на торгах,
предусмотренных настоящим Федеральным законом.
4. Информация о выделении, об изменении и изъятии ресурса
нумерации конкретного оператора связи не является коммерческой тайной.
5. Выделение ресурса нумерации для сетей связи осуществляется
федеральным органом исполнительной власти в области связи по заявлению
оператора связи в срок не более чем шестьдесят дней, если объем нумерации,
выделенной всем операторам связи на конкретной территории, составляет
менее чем девяносто процентов доступного ресурса. При определении ресурса
нумерации, выставляемой на торги, учитываются заявки, поступившие на
торги, предусмотренные статьей 31 настоящего Федерального закона.
6. Операторы связи, для которых выделен, изменен ресурс
нумерации, обязаны начать использовать выделенный ресурс нумерации,
изменить нумерацию сети в установленные сроки и произвести оплату всех
необходимых расходов.
Абоненты не несут расходы, связанные с выделением, изменением
нумерации сети связи, за исключением расходов, связанных с заменой абонентских
номеров или кодов идентификации в документах и информационных материалах.
7. Оператор связи вправе передать выделенный ему ресурс
нумерации или его часть другому оператору связи только с согласия федерального
органа исполнительной власти в области связи.
8. При реорганизации юридического лица в форме слияния,
присоединения, преобразования правоустанавливающие документы на выделенный
ему ресурс нумерации переоформляются по заявлению правопреемника без
внесения повторного сбора за ранее выделенный ресурс нумерации.
При реорганизации юридического лица в форме разделения
или выделения переоформление правоустанавливающих документов на ресурс
нумерации осуществляется по заявлениям правопреемников без внесения
повторного сбора за ранее выделенный ресурс нумерации.
При оспаривании другими правопреемниками прав заинтересованного
правопреемника на использование ресурса нумерации спор между сторонами
разрешается в судебном порядке.
Статья 27. Государственный надзор за деятельностью
в области связи
1. Правительством Российской Федерации определяется порядок
осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи.
Для организации государственного надзора в субъектах
Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в области
связи создаются подведомственные ему государственные учреждения, порядок
деятельности которых определяется Правительством Российской Федерации.
2. Финансирование государственного надзора за связью
осуществляется из средств федерального бюджета, выделенных федеральному
органу исполнительной власти в области связи отдельной строкой федерального
закона о федеральном бюджете на соответствующий год, за счет отчислений
операторов связи в доходы федерального бюджета.
Средства, получаемые за счет отчислений операторов связи,
зачисляются в доходы федерального бюджета и учитываются в доходах и
расходах федерального бюджета отдельно. Положение о взимании и расходовании
этих средств утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Должностные лица органа государственного надзора за
деятельностью в области связи, уполномоченные составлять протоколы об
административных правонарушениях в области связи и информатизации, являются
государственными инспекторами по надзору за связью.
Государственный инспектор по надзору за связью осуществляет
выполнение возложенных на него функций в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
В порядке и в случаях, которые установлены законодательством
Российской Федерации, государственный инспектор по надзору за связью
применяет меры воздействия к нарушителям или вносит соответствующее
представление в орган, наделенный правом привлечения к ответственности.
При выявлении нарушения обязательных требований, установленных
федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, правил эксплуатации сетей связи
и средств связи, охраны труда и техники безопасности, которые создают
угрозу жизни или здоровью человека, окружающей природной среде или нормальному
функционированию систем жизнеобеспечения, обороне страны и безопасности
государства, государственный инспектор по надзору за связью вправе приостановить
работу отдельных средств связи или сетей связи до устранения выявленного
нарушения.
4. В случае, если выявлено нарушение установленных федеральными
законами или принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации обязательных требований в области связи,
федеральный орган исполнительной власти в области связи по представлению
государственного инспектора по надзору за связью выдает предписание
об устранении этого нарушения. Указанное предписание подлежит обязательному
исполнению в установленный в нем срок.
5. Решения государственного инспектора по надзору за связью
могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Статья 28. Регулирование тарифов на услуги связи
1. Тарифы на услуги связи устанавливаются оператором
связи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным
законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
2. Тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной
почтовой связи подлежат государственному регулированию в соответствии
с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи,
тарифы на которые регулируются государством, а также порядок их регулирования
устанавливается Правительством Российской Федерации. Тарифы на универсальные
услуги связи регулируются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Государственное регулирование тарифов на услуги связи
(за исключением регулирования тарифов на универсальные услуги связи)
должно создавать условия, обеспечивающие операторам связи компенсацию
экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг связи,
и возмещение обоснованной нормы прибыли (рентабельности) от капитала,
используемого при оказании услуг связи, тарифы на которые устанавливаются
государством.
<< На законы | Вперед
>>