На главную

Законы

Кодексы

Конституции

Список всех глав.

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Глава 5

Глава 6

Заключение

Конституция республики Ингушетия.

Глава 3. Организация и система органов государственной власти и управления

Статья 48.

Систему органов государственной власти и управления образуют:

глава государства (республики) - Президент Республики Ингушетия;

законодательная власть - Народное Собрание (Парламент) Республики Ингушетия;

исполнительная власть - Правительство Республики Ингушетия;

судебная власть - суды и судьи всех уровней Республики Ингушетия;

местная власть и управление.

Органы государственной власти Республики Ингушетия могут передавать осуществление отдельных полномочий органам местной власти и управления.

Президент Республики Ингушетия

Статья 49.

Президент Республики Ингушетия является главой государства и его высшим должностным лицом.

Президент выступает гарантом Конституции, прав и свобод граждан, суверенитета и территориальной целостности Республики Ингушетия. Он представляет республику во внутренних и международных отношениях, принимает меры по согласованному функционированию государственных органов Республики Ингушетия, их взаимодействию с государственными органами Российской Федерации и ее субъектов.

Статья 50.

Президентом Республики Ингушетия может быть избран любой гражданин в возрасте от 35 до 65 лет, владеющий государственными языками Республики Ингушетия и обладающий избирательным правом.

Статья 51.

Выборы Президента Республики Ингушетия осуществляются ее гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Порядок выборов Президента Республики Ингушетия устанавливается республиканским законом.

Статья 52.

Совместно с Президентом Республики Ингушетия избирается Вице-президент Республики Ингушетия. Кандидатура Вице-президента выдвигается кандидатом на должность Президента Республики Ингушетия.

Вице-президент осуществляет по поручению Президента отдельные его полномочия и замещает Президента в его отсутствие или при невозможности выполнения им своих обязанностей в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Ингушетия.

Президент и Вице-президент Республики Ингушетия не могут занимать никакие другие должности, быть депутатами Парламента, осуществлять предпринимательскую деятельность.

Президент и Вице-президент Республики Ингушетия обладают неприкосновенностью.

В случае прекращения полномочий Вице-президента по состоянию здоровья, вследствие его отрешения от должности или отставки Парламент Республики Ингушетия по представлению Президента Республики Ингушетия утверждает большинством голосов членов Парламента нового Вице-президента на оставшийся до президентских выборов срок.

Статья 53.

Президент Республики Ингушетия вступает в должность с момента принесения им торжественной присяги:

"Я,_________, вступая в должность Президента Республики Ингушетия, обязуюсь добросовестно исполнять возложенные на меня народом Ингушетии обязанности, соблюдать и защищать Конституцию Республики Ингушетия, уважать и охранять права и свободы ее граждан". Торжественная присяга приносится на заседании Парламента не позднее 14 дней после избрания Президента Республики Ингушетия.

Статья 54.

Президент Республики Ингушетия:

1) подписывает и обнародует республиканские законы;

2) издает указы и распоряжения, не противоречащие Конституции и законам Республики Ингушетия и обязательные для исполнения на всей ее территории;

3) руководит осуществлением внешней политики Республики Ингушетия, ведет переговоры и подписывает межреспубликанские и международные договоры и соглашения от имени Республики Ингушетия;

4) назначает и отзывает полномочных представителей Республики Ингушетия в Российской Федерации, других республиках и государствах;

5) формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Ингушетия, принимает меры по обеспечению государственной и общественной безопасности;

6) вводит чрезвычайное положение в отдельных регионах или на всей территории Республики Ингушетия в случае угрозы суверенитету и территориальной целостности Республики Ингушетия или для обеспечения безопасности ее граждан с незамедлительным сообщением об этом Парламенту Республики Ингушетия;

7) представляет Парламенту Республики Ингушетия для утверждения кандидатуру Председателя Правительства Республики Ингушетия;

8) представляет для утверждения в соответствии с законодательством кандидатуры на должности Председателя Верховного Суда Республики Ингушетия, Председателя Высшего Арбитражного Суда Республики Ингушетия, назначает и освобождает от должности председателей и судей районных и городских судов. В соответствии с законодательством представляет для назначения кандидатуру на должность Прокурора Республики Ингушетия;

9) формирует состав Правительства Республики Ингушетия и вправе решить вопрос о его отставке, назначает и освобождает от должности членов Правительства;

10) назначает и освобождает от должности руководителя Администрации Президента Республики Ингушетия;

11) назначает и освобождает от должности глав администраций районов и населенных пунктов Республики Ингушетия;

12) пользуется правом законодательной инициативы, вправе лично участвовать в работе Парламента Республики Ингушетия и вносить для безотлагательного обсуждения любой вопрос, входящий в компетенцию законодательного органа;

13) вправе приостанавливать вступление в действие законов и постановлений Парламента Республики Ингушетия до пересмотра в установленном порядке этих актов с учетом замечаний и предложений Президента (право "вето");

14) может принять решение о роспуске Парламента и назначении в двухмесячный срок новых выборов в случае, если Верховный Суд даст заключение о нарушении законодательным органом основных положений Конституции Республики Ингушетия, а также если конфликт законодательной и исполнительной властей создает кризисную ситуацию, угрожающую государственной и общественной безопасности Республики Ингушетия;

15) представляет не реже одного раза в год доклад Парламенту о положении в республике, обращается с посланиями к Парламенту Республики Ингушетия и обращениями к народу;

16) отменяет постановления и распоряжения Правительства, решения местных органов власти в случае их противоречия Конституции, законам и интересам Республики Ингушетия;

17) принимает решение о проведении всенародного референдума;

18) входит с представлением к Президенту Российской Федерации о приостановлении действия актов федеральных органов исполнительной власти на территории Республики Ингушетия в случае их противоречия Конституции и законам Республики Ингушетия;

19) принимает отставку Вице-президента и Правительства Республики Ингушетия;

20) награждает наградами республики, присваивает в соответствии с законами республики почетные и специальные звания Республики Ингушетия, представляет к воинским и специальным званиям (чинам) и государственным наградам Российской Федерации;

21) представляет кандидатуры на должности руководителей органов государственной власти и управления Республики Ингушетия, назначение которых находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Ингушетия;

22) устанавливает памятные даты и праздничные дни в Республике Ингушетия;

23) вправе председательствовать на заседаниях Правительства Республики Ингушетия;

24) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами Республики Ингушетия.

Статья 55.

Полномочия Президента Республики Ингушетия прекращаются в случае его отставки, отрешения от должности, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять эти полномочия или его смерти.

Новые выборы Президента и Вице-президента должны состояться не позднее 60 дней после наступления одного из указанных обстоятельств.

Стойкая неспособность Президента Республики Ингушетия по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия устанавливается заключением Верховного Суда Республики Ингушетия по представлению Государственной медицинской комиссии, назначенной Парламентом Республики Ингушетия.

Президент может быть отрешен от должности в случае совершения им преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Республики Ингушетия. Производство по делу об отрешении Президента от должности возбуждается Парламентом Республики Ингушетия по предложению не менее половины численного состава его депутатов. При наличии заключения Верховного суда о нарушении Президентом Конституции вопрос об отрешении его от должности выносится на всенародный референдум, если за это проголосовало не менее трех четвертей от списочного состава депутатов Парламента Республики Ингушетия.

Президент Республики Ингушетия вправе подать в отставку, направив соответствующее заявление в Парламент Республики Ингушетия. Полномочия Президента прекращаются с указанной им в заявлении даты.

При одновременной невозможности Президента и Вице-президента Республики Ингушетия осуществлять свои полномочия, их временное исполнение до президентских выборов переходит к Председателю Правительства Республики Ингушетия.

Народное Собрание Республики Ингушетия

Статья 56.

Народное Собрание - Халкъа Гулам Парламент Республики Ингушетия является постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом Республики Ингушетия.

Статья 57.

Парламент Республики Ингушетия состоит из 27 депутатов, избираемых сроком на 4 года.

Депутатом Парламента Республики Ингушетия может быть избран гражданин Республики Ингушетия, достигший 21 года и обладающий избирательным правом. Порядок выборов депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия, их права и обязанности устанавливаются республиканским законом.

Статья 58.

Депутат Народного Собрания Республики Ингушетия обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.

Парламент образует в своем составе постоянно действующие комиссии для подготовки проектов законов и иных нормативно-правовых актов.

Народное Собрание Республики Ингушетия принимает регламент и постановления по вопросам организации и процедуры своей деятельности.

Статья 60.

Парламент Республики Ингушетия:

1) принимает законы Республики Ингушетия и вносит в них изменения и дополнения;

2) вносит поправки в Конституцию Республики Ингушетия и принимает конституционные законы;

3) устанавливает порядок организации и деятельности органов местной власти и управления;

4) принимает решения по вопросам государственного и административно-территориального устройства Республики Ингушетия;

5) утверждает республиканский бюджет и отчет о его выполнении, заслушивает отчет Пенсионного фонда республики;

6) утверждает программы социально-экономического и культурного развития Республики Ингушетия;

7) утверждает по представлению Президента Республики Ингушетия Председателя Правительства Республики Ингушетия;

8) утверждает по представлению Президента Республики Ингушетия и в соответствии с законодательством Председателя Верховного Суда Республики Ингушетия и Председателя Высшего Арбитражного Суда Республики Ингушетия;

9) ратифицирует и денонсирует договоры и соглашения, заключенные от имени Республики Ингушетия;

10) отменяет решения органов местной власти и управления, противоречащие законодательству Республики Ингушетия;

11) подтверждает или отменяет акт Президента Республики Ингушетия о введении чрезвычайного положения в 3-дневный срок;

12) назначает выборы Президента и депутатов Парламента;

13) утверждает состав Центральной Избирательной комиссии Республики Ингушетия;

14) учреждает государственные награды, почетные и специальные звания Республики Ингушетия;

15) ратифицирует законы и акты Российской Федерации по вопросам, отнесенным к совместному ведению;

16) возбуждает производство по делу об отрешении от должности Президента Республики Ингушетия;

17) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами Республики Ингушетия.

Статья 61.

Первое после выборов заседание Парламента Республики Ингушетия созывается не позже, чем через 10 дней после избрания. Его открывает Президент, ведет старейший по возрасту депутат, а после избрания Председателя и его заместителей заседания Парламента ведет Председатель или его заместители.

Статья 62.

По предметам своего ведения Парламент Республики Ингушетия принимает законы и постановления.

Статья 63.

Законы Республики Ингушетия публикуются на ингушском и русском языках.

Статья 64.

Парламент может быть распущен Президентом Республики Ингушетия в случаях, предусмотренных статьей 54

Не может быть распущен Парламент:

в течение года после его избрания;

с момента возбуждения им производства по делу об отрешении от должности Президента Республики Ингушетия до принятия соответствующего решения;

в период действия военного и чрезвычайного положения;

в течение шести месяцев до окончания полномочий Президента.

Если срок полномочий Парламента Республики Ингушетия истекает в период действия военного или чрезвычайного положения, то деятельность законодательного органа продлевается до конца данного периода.

Статья 65.

Право законодательной инициативы в Парламенте Республики Ингушетия принадлежит его депутатам, Президенту и Правительству республики, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду и Прокурору Республики Ингушетия.

Статья 66.

Законы Республики Ингушетия не позднее семи дней после их принятия Парламентом Республики Ингушетия направляются Президенту Республики Ингушетия, который подписывает и обнародует их в течение 10 дней со дня получения.

До истечения этого срока Президент Республики Ингушетия может возвратить не подписанный им республиканский закон со своими замечаниями в Парламент Республики Ингушетия. Если при этом Парламент одобрит ранее принятый закон большинством в три четверти голосов участвующих в обсуждении депутатов, то Президент обязан подписать и опубликовать его в течение трех дней после повторного получения.

Правительство Республики Ингушетия

Статья 67.

Правительство Республики Ингушетия является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Ингушетия.

Правительство Республики Ингушетия состоит из Председателя Правительства, его заместителей и членов Правительства.

Статья 68.

Председатель Правительства Республики Ингушетия утверждается Парламентом Республики Ингушетия по представлению Президента Республики Ингушетия. Заместители Председателя Правительства и члены Правительства назначаются Президентом Республики Ингушетия по представлению Председателя Правительства Республики Ингушетия.

Статья 69.

Правительство Республики Ингушетия ответственно перед Президентом и Парламентом Республики Ингушетия.

Вновь образованное Правительство Республики Ингушетия представляет на рассмотрение Президента программу предстоящей деятельности и не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Парламентом Республики Ингушетия.

Статья 70.

Правительство Республики Ингушетия или его отдельные члены могут подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Республики Ингушетия.

Парламент Республики Ингушетия по предложению большинства от общего числа депутатов Парламента вправе поставить вопрос о своем недоверии Правительству Республики Ингушетия. Постановление по этому вопросу принимается не менее, чем двумя третями голосов от установленного численного состава депутатов Парламента Республики Ингушетия. В этом случае Президент обязан принять решение в месячный срок.

Статья 71.

В пределах своих полномочий Правительство Республики Ингушетия:

1) осуществляет руководство органами государственного управления;

2) разрабатывает текущие и перспективные программы социально-экономического и культурного развития республики, вносит их для рассмотрения в Парламент и представляет ему отчеты об их выполнении;

3) разрабатывает и представляет на утверждение в Парламент Республики Ингушетия проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

4) осуществляет управление экономическими процессами, принимает меры по развитию образования, науки и культуры, обеспечению интересов Республики Ингушетия и охране общественного порядка, защите и реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;

5) издает постановления и распоряжения, обязательные на всей территории Республики Ингушетия и проверяет их исполнение;

6) вправе отменять акты министерств, государственных комитетов, других подведомственных Правительству органов, а также распоряжения органов местной власти и управления;

7) взаимодействует с органами государственного управления Российской Федерации, обеспечивает вместе с ними согласованное исполнение законов и других актов по вопросам, отнесенным к совместному ведению Республики Ингушетия и Российской Федерации;

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами Республики Ингушетия.

Статья 72.

Компетенция, структура и порядок деятельности Правительства Республики Ингушетия определяется законодательством Республики Ингушетия.

Судебная власть

Статья 73.

Судебная власть в Республике Ингушетия имеет своей целью защиту конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции Республики Ингушетия.

Статья 74.

Судебная власть в Республике Ингушетия осуществляется только судом. Судьи независимы и подчиняются только закону. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.

Статья 75.

Правосудие в Республике Ингушетия осуществляет Верховный Суд, районные и городские суды, Высший Арбитражный суд.

Создание чрезвычайных судов в Республике Ингушетия не допускается.

Статья 76.

Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется на его корреспонденцию, средства связи, документы, служебные и жилые помещения, используемый им транспорт и иное имущество.

Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за принятое решение, если вступившим в силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

Статья 77.

Судьи Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда избираются сроком на 5 лет. Судьи районных и городских судов назначаются сроком на 5 лет. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленным законодательством Республики Ингушетия.

Статья 78.

Судьями могут быть граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Республиканским законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям.

Статья 79.

Судья не может быть депутатом, быть членом общественно-политического объединения, заниматься предпринимательской деятельностью. Судье разрешается научная, литературная и преподавательская деятельность.

Статья 80.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных действующим в Республике Ингушетия уголовно-процессуальным законодательством. Заочное разбирательство уголовных дел в судах допускается в случаях, предусмотренных законом.

Судопроизводство осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон.

Статья 81.

Средства на содержание судов и судей должны обеспечивать возможность для полного и независимого выполнения ими своих полномочий.

Статья 82.

Судопроизводство в Республике Ингушетия ведется на ингушском и русском языках. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право ознакомления с материалами дела, участия в судебном разбирательстве с помощью переводчика, право выступать на родном языке.

Статья 83.

Верховный Суд Республики Ингушетия является высшим судебным органом республики в сфере конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Верховный Суд Республики Ингушетия состоит из Председателя Верховного Суда, его заместителей и членов Верховного Суда.

Председатель Верховного Суда Республики Ингушетия утверждается Парламентом Республики Ингушетия в соответствии с законодательством по представлению Президента Республики Ингушетия. Кандидатуры заместителей Председателя Верховного Суда и членов Верховного Суда Республики Ингушетия представляет для утверждения Председатель Верховного суда Республики Ингушетия.

Статья 84.

Верховный Суд Республики Ингушетия:

1) является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей компетенции;

2) в установленном порядке дает общеобязательное толкование Конституции Республики Ингушетия;

3) разрешает дела о конституционности:

а) законов Республики Ингушетия, Указов Президента, постановлений Парламента и Правительства Республики Ингушетия;

б) межреспубликанских, межгосударственных и международных договоров и соглашений Республики Ингушетия;

в) деятельности партий и иных общественных объединений;

г) правоприменительной практики;

4) дает заключения:

а) по представлению Государственной медицинской комиссии о наличии у Президента стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия;

б) о наличии оснований для отрешения от должности Президента по обвинению в совершении преступления и о соблюдении порядка выдвижения такого обвинения.

Статья 85.

Республиканские законы, иные правовые акты, признанные Верховным Судом не соответствующими Конституции Республики Ингушетия, теряют свою силу со дня принятия постановления Верховного Суда. Порядок рассмотрения дел в Верховном Суде Республики Ингушетия определяется республиканским законодательством.

Статья 86.

Высший Арбитражный Суд Республики Ингушетия - орган судебной власти по разрешению экономических споров. Председатель Высшего Арбитражного Суда Республики Ингушетия утверждается Парламентом в соответствии с законодательством по представлению Президента Республики Ингушетия. Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда и члены Высшего Арбитражного Суда Республики Ингушетия утверждаются Парламентом по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда.

Статья 87.

Судами общей компетенции Республики Ингушетия являются районные и городские суды. Судьи районных и городских судов назначаются Президентом Республики Ингушетия по представлению Председателя Верховного Суда с учетом заключения Министра Юстиции Республики Ингушетия.

Полномочия и статус судей, а также порядок и организация деятельности судов Республики Ингушетия устанавливаются законодательными актами республики.

Статья 88.

В качестве символов судебной власти на здании суда устанавливаются государственные флаги Республики Ингушетия и Российской Федерации.

Статья 89.

Надзор за соблюдением законности на территории Республики Ингушетия осуществляется Прокурором Республики Ингушетия и подчиненными ему прокурорами.

Прокурор Республики Ингушетия назначается на должность в соответствии с законодательством по представлению Президента Республики Ингушетия.

Заместители Прокурора Республики Ингушетия, районные и городские прокуроры назначаются Президентом Республики Ингушетия по представлению Прокурора Республики Ингушетия.

Срок полномочий Прокурора Республики Ингушетия и подчиненных ему прокуроров - пять лет.

Компетенция, порядок организации и деятельность прокуратуры Республики Ингушетия устанавливаются законодательством Республики Ингушетия и Российской Федерации.

Местная власть и управление

Статья 90.

Местную власть и управление в Республике Ингушетия образуют исполнительно-распорядительные органы - администрации районов, городов, сел, станиц, иных административно-территориальных единиц, призванные для решения социально-экономических, культурных, экологических и других вопросов с учетом интересов и особенностей населенных пунктов.

Статья 91.

Организация и деятельность органов местной власти и управления осуществляются на началах:

- наделения местных органов экономической и финансовой самостоятельностью;

- сочетания принципов назначаемости и выборности при формировании органов местной власти и управления;

- разграничения полномочий между различными уровнями местной власти и управления;

- сочетания местных и общереспубликанских интересов.

Статья 92.

Органы местной государственной власти и управления в соответствии с Конституцией и законом Республики Ингушетия самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет, осуществляют охрану общественного порядка, обеспечивают соблюдение и исполнение законодательства Республики Ингушетия, а также решают иные вопросы местного значения.

Статья 93.

Органы местной власти и управления на основании и во исполнение законов Республики Ингушетия, актов Президента и Правительства Республики Ингушетия принимают постановления и издают распоряжения.

Нормативно-распорядительные акты нижестоящих местных органов власти и управления могут быть отменены вышестоящими органами или судом в соответствии с законодательством Республики Ингушетия.

Статья 94.

Порядок формирования, организация деятельности и полномочия органов местной власти и управления определяются республиканским законом.

Статья 95.

Граждане вправе обжаловать в судебном порядке решения и действия органов местной власти и управления и их должностных лиц, ущемляющие права и интересы граждан.

Статья 96.

В Республике Ингушетия признается и гарантируется местное самоуправление - деятельность граждан в форме прямого волеизъявления (собрания, сходы, референдумы), а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

<< Назад | Вперед >>